ПОЛЬША
Архитектура современной Варшавы
Фотообзор современной архитектуры и
застройки города Варшавы, июнь 2019
Как только начинаются «кухонные» споры о современной архитектуре в мире по сравнению с зодчеством Москвы или России в целом, то, в первую очередь, приводятся доводы о невозможности первой по погодным условиям, экономическим и даже геологическим отличиям от заграницы. Но из очередной поездки во «вражескую страну» были привезены опровержения, где и климат тот же и деньги не колониальные.
фото, варшава, современная архитектура, здание, отель
Варшавский жилой комплекс «Городок Виланов» (Miasteczko Wilanów) — один из самых больших жилых проектов в Европе. Проект стартовал в 2002 году при участии многих девелоперов. Район рассчитан на
10 000 человек, располагается на площади около 170 га. Комплекс разработан с помощью градостроителей. It features many good examples of modern architecture designed i.e. JEMS, Hermanowicz Rewski, Mąka.Sojka.Architekci, biuro Andrzeja Kicińskiego, Girtler Atelier.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
Комплекс Miasteczko Wilanów расположен в южной части города, в спокойной обстановке, недалеко от знаменитого дворца Вилянов. Рядом с комплексом множество зеленых зон, в том числе парк Остоя Вилянов. У района хорошее сообщение с центром Варшавы и офисными центрами районов Вилянов и Мокотув, а также развита местная инфраструктура, включающая различные магазины, рестораны и пункты обслуживания.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
Характерными чертами архитектуры можно назвать малоэтажную квартальную застройку. Этажность домов в среднем 3-5 этажей. Первые этажи преимущественно жилые и имеют собственную территорию, из-за чего более ценны этим для покупателей, чем этажи выше. Страшный сон покупателя из СССР — квартира на последнем этаже в этом случае имеет высокий статус и престиж поскольку имеют выход на эксплуатируемую кровлю. И если в случае территории при первом этаже, сверху вам могут прошипеть соседи «т-с-с-с-», то крыша - место более свободное в плане шума.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс, перекресток
Стоит отметить, что, несмотря на небольшой размер квартир, поляки не стремятся присоединить балкончик, сделав там кабинет. Балконы обычно используют по назначению, вечером можно встретить картину, когда местные жители ужинают на свежем воздухе.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
Невысокие дома занимают кварталы размером 6000 - 6500 м2.
Средний размер одного дома 18 000 м2, общая площадь застройки порядка 220 000 м2. Жилой комплекс состоит из 3000 квартир размером от 42 до 250 м2. Средняя стоимость квадратного метра от 10 000 PL
(прим. $2550).
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
При относительно высокой стоимости архитектурных проектов в Польше, застройщики разработали индивидуальные фасадные решения для каждого отдельного дома. Это, в свою очередь, делает район "живым", интересным и понятным в плане ориентации. Но за разными фасадами скрыта стандартная монолитная железобетонная конструкция, которая удешевляет процесс конструкторского проектирования.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
Материалы фасадов так же разнообразны. В конструктивном плане это навесные вентилируемые фасады, но финишная отделка отличается, применяется камень, керамическая плитка, металл.
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
фото, варшава, современная архитектура, квартал, вилоанов, wilanow, жилой дом, комплекс
Вокруг домов организованы только гостевые парковки, автомобили жильцов расположены на нулевом этаже, который занимает всю площадь квартала.
Отличительная черта европейского благоустройства заключена в одном простом приеме — общественные места не огораживаются заборами, вы можете посидеть в атриуме, в тени внутреннего двора, потому-что общественное пространство - от слова общество.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
Благодаря хорошему уходу в Варшаве сохранилось много домов периода советского модернизма. Так как это «советское» - это не очень любимо, и поляков можно тут понять. Но в тоже время видно уважение к труду и деньгам предыдущих поколений.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм, карова
На улице Карова есть удивительной красоты образец советского модернизма, деликатно вписанный в историческую застройку города. Здание включено в цепочку исторических зданий, адаптируется к наклонной дороге и уровню крыши соседних зданий, но неожиданно привлекает внимание движением кубических блоков. Здание, известное как Karowa 18, было спроектировано в 1978 году группой польских архитекторов (Хенрик Домбровский, Ежи Кузьминка, Януш Новак, Петр Сембрат и Адам Снопек). Лицевые поверхности кубических модулей, которые повторяются с удивительным ритмом, глухие, и только окна на восточном фасаде делают здание более интересным. Здание, весь фасад которого покрыт распыляемой штукатуркой, является очень смелым модернистским примером в историческом центре города.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
Еще один модернисткий «космос», который был не выжил в российских реалиях.
Эти дома — самое невероятное, что я увидел в Варшаве в самом центре города.
Парк (Ujazdowski Park) , центр города и чья-то частная собственность.
фото, варшава, современная архитектура, модернизм, французкое посольство
В 60-х годах XX века проектирование здания посольства Франции в Варшаве было поручено трем французским архитекторам (лауреатам премии Гран-При Рима). Это были Анри Бернар, Гийом Жилле и Бернар Зельфус. Последний известен как дизайнер штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже и здания музея галлороманской цивилизации в Лионе.
Для строительства посольства Франции была отведена территория на улице Красивой 1 в Варшаве. Краеугольный камень под здание заложил генерал Шарль де Голль 11 сентября 1967 года во время визита в Польшу.
Это здание должно было стать выражением французского архитектурного мастерства. Это символ тенденции, определяемой архитектором Бруно Вайссьером как «бруттальный» французский»: твердое тело отмечено футуристическим индустриальным стилем с некоторой оборонительной коннотацией.
Со стороны улицы видны три горизонтальных ряда прямоугольных окон с пятью вертикальными большими стальными портиками. Перед ремонтом были две совершенно отдельные части, разделенные площадкой, над которой висела металлическая крыша, что придавало всему виду некое подобие парусника. Сам фасад состоял из оригинальных панелей по замыслу другого великого архитектора и дизайнера, которым был Жан Пруве. Это большие алюминиевые отливки, которые покрывают все здание.

Реконструкция Жан-Филиппа Паргада
Через тридцать лет здание посольства потребовало серьезного ремонта, связанного, в частности, с удалением используемого асбеста: с 2001 года это была самая большая стройка в Польше, на которой проводились такого типа работы. Существующее здание, критически оцененное сотрудниками и плохо приспособленное к роли посольства в стране, вступившей в Европейский Союз, должно было быть серьезно перестроено. Два архитектора, Жан-Филипп Паргаде и Роман Гала, взяли на себя эту задачу в период с 23 марта 2003 года по 22 октября 2004 года.
Новое посольство сохранило основные внешние черты, столь характерные для старого здания, в частности алюминиевые панели фасада, которые подверглись тщательной реставрации.Основное архитектурное изменение заключалось в соединении двух частей здания, площадка между ними была заменена обширным остеклением высотой более 20 метров, что создало чрезвычайно яркий вестибюль. На этажах обе части здания соединены мостами. С тех пор именно стекло стало наиболее важным элементом фасада, смягчая несколько агрессивный, по мнению некоторых, аспект бывшего фасада.
Здание не совсем то же самое и не совсем другое. Суть реконструкции заключалась в использовании лучших архитектурных достоинств здания при проведении его адаптации. Инаугурацию обновленного посольства в Варшаве совершил 13 января 2005 года тогдашний министр иностранных дел Франции Мишель Барнье.
фото, варшава, современная архитектура
Напротив здания посольства Франции стоит удивительно красивое современное здание. Если смотреть на него с угла, как на фотографии, то виден интересный прием инверсии пластики фасадов. Присмотритесь.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
Очередное совестско-кобьюзианское здание на ножках, предполагаю, что это середина 70-х. Что в нем поражает, так это сохранность балконных панелей из армированного стекла. Видимо, у жильца, чей балкон обтянут банером была веская причина его вывесить. Здание выглядит современным и стильным.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
Рядом еще одно здание «застойного» модернизма, поразившее меня своей сохранностью. В этом трепетном отношении к своим домам можно увидеть большую Польскую любовь к прекрасному. Самая слабая часть архитектуры модернизма в том, что у зрителя должен быть тонкий вкус и натренированность к созерцанию. Модернизм не «шарашит» по глазам своей красотой, как Зимний дворец, тут стоит всматриваться в детали, заставлять себя видеть цвет, форму и ритм. Когда некая беспредметность начинает обретать настроение. Если присмотреться к балконам, то можно увидеть прекрасную плитку аквамариново-зеленого цвета, опоры балконов, расставленные в разбежку, линии матового стекла, сходящиеся в точке перспективы.
Я уверен, что если очистить балконы дома "Корабля" на Тульской в Москве, то можно водить экскурсии и показывать чистоту линий и лаконичность форм.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм, гостиница, виктория, sofitel
Здание ныне люксовой гостиницы Sofitel построено в 70-х годах на месте шикарной гостиницы, построенной Леопольдом Кроненбергом в 1871 году. Строительство гостиницы обошлось ему в миллион рублей. Сам Леопольд Кроненберг - сахарный, табачный, железнодорожный и банковский магнат, назвал ее памятником собственной глупости. В 1939 году гостиница сильно пострадала от бомбардировки зажигательными бомбами и простояла в руинах до начала 60-х годов, пока не была снесена.
фото, варшава, современная архитектура, советский модернизм, гостиница, виктория, sofitel
Новая гостиница бы построена по проекту польско-шведской командой архитекторов в составе: Збигнев Павельский, Лешек Солонович, Анджей Дзержавский, Дерек Фрейзер, Курт Хультин и Станислав Каим. Проект был одним из флагманских памятников гирковского модернизма в Варшаве. Имя Виктория восходит к названию площади, на которой он был построен. В течение ряда лет отель принадлежал сети InterContinental и назывался Victoria Intercontinental. С 2001 года принадлежит сети Sofitel.
фото, варшава, современная архитектура, норман форстер, офисный центр, площадь пилсудского
Офисное здание было возведено на площади Маршала Пилсудского, с тыльной стороны Большого театра, на месте, где до 1939 года находился английский отель. Архитектор здания-сэр Норман Фостер. Проект был создан в сотрудничестве с польскими офисами: Jems Architects и группа 5 Architects. У здания интересный внутренний двор, в виде кольца, часть его формы можно видеть на фотографии.
фото, варшава, современная архитектура, торговый центр, братская улица
Торговый дом Виткац на улице Братцкой построен по проекту архитекторов из Kuryłowicz & Associates.
фото, варшава, современная архитектура, гостиница, marriot
Возле выхода из Аэропорта нашлось еще одно интересное здание польских архитекторов из студии i.e. JEMS, спроектированное для гостиницы Renaissance (Marriot). Здание удивляет цельно-стеклянным фасадом, который идеально чист, ни пылинки, ни подтека на стеклышке. Стеклянный фасад архитекторы использовали не только для подчеркнутой футуристической эстетики, а, в первую очередь, для шумоизоляции номеров за счет отражения звука взлетающих самолетов от гладкого стекла.